Такая ситуация может произойти с каждым. О том, как правильно вести себя при случайной порчи товара в магазине, рассказывает Денис Федоров, юрист Санкт-Петербургской региональной общественной организации «Народный контроль и Законность»
«Несколько дней назад в известном супермаркете со мной произошел очень неприятный случай.
Я проходила мимо полок и случайно зацепила сумкой стеклянную банку с маринованными огурцами. Она упала на пол и разбилась. Ко мне подошел охранник и в грубой форме потребовал оплатить ущерб. Скажите, имеют ли право сотрудники магазина требовать от меня деньги?»Елена
Ситуация неприятная, но довольно распространенная. Есть три документа, которые помогут вам противостоять натиску сотрудников магазина в случае, если с вас требуют оплату за испорченный товар.
1. Первый — Статья 1064 Гражданского Кодекса РФ «Общие основания ответственности за причинение вреда», а именно, пункт 2, который гласит:
Это значит, что, если вы, к примеру, зацепили стеллаж с банками, поскользнувшись на мокром полу, — вина не ваша, а сотрудницы магазина, которая протерла полы, а предупреждающие таблички не оставила (тут еще можно и ответную жалобу подать!).
2. Другая ситуация: вы взяли с полки одну банку, а посыпались все остальные. Опять же виноваты не вы, а мерчендайзер, не потрудившийся устойчиво расставить товар и закрепить полки. Это его работа, и отвечает за нее именно он. Ваш следующий помощник — ГОСТ 51773–2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий».
Чем крупнее магазин, тем шире должны быть проходы между полками, а именно: при торговой площади до 100 кв.
м — 1,4 м; от 100 до 150 кв. м — 1,6 м; от 150 до 400 кв. м — 2 м; свыше 400 кв. м — 2,5 м.3. И, наконец, ваша третья помощница — Статья 203 Уголовного Кодекса РФ. Вам она понадобится в том случае, если в дело вступают сотрудники частного охранного предприятия (ЧОП).
Напомните ему об этом.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
В ситуации, когда вы случайно разбили банку с огурцами и сотрудники магазина (обязательно вежливо!) предлагают вам ее оплатить, вы также вежливо должны посоветовать им доказать вашу вину в судебном порядке и заверить их, что оплатите сумму, установленную решением суда.
Также потребуйте составления акта о порче товара, в котором должны быть зафиксированы все обстоятельства, которые могли привести к произошедшему, например: мокрый или скользкий пол, узкие проходы, скопление пустых коробок между рядами. Скорее всего конфликт будет улажен еще в процессе требования жалобной книги. Но, если персонал не успокаивается, предлагайте обратиться с иском в суд (это единственный законный способ принудить вас оплатить испорченный товар).
И не забывайте о волшебных фразах, помогающих быстро умерить пыл гиперответственных сотрудников магазина: «У вас тут мокрый пол/товары на полке расставлены неустойчиво! Я обращусь с заявлением в Роспотребнадзор!» и «У вас проходы слишком узкие/коробки стоят между стеллажами! Я подам жалобу в Государственный пожарный надзор!»
Действуют они безотказно.
Свежие комментарии